Про воровство:
Из нового:
https://youtu.be/tQMXilhadF8
И из старого:
Это, напомню, не учебник, а моя частная, субъективная точка зрения.
Я не знала детей, которые бы в какой-то момент времени не попробовали взять что-то чужое и воспользоваться им, как своим. Если это несколько эпизодов на протяжении небольшого временного отрезка - то для меня это - норма. Знакомство ребенка с таким поведением и его последствиями. Если последствия есть, то это как насморк: неприятно, но за неделю пройдет. Последствия в таком случае - в широком диапазоне возможных для разных детей. От тихого, мягкого разговора с обязательным возвратом взятого через родителей - до принудительного лишения ребенка чего-то, наиболее значимого для него, на срок от часа - до "навсегда отдать" и (или) признания тому, у кого взял, лично, с любыми последствиями, которые сочтет правильными хозяин взятого.
Чаще всего дебют воровства приходится на дошкольный возраст. И все сказанное в нашей семье применимо в таком возрасте.
Но бывают дети, которые даже впервые берут что-то чужое уже будучи школьниками. Если это наверняка дебют - то применяем мы то же самое.
Но бывает не "насморк", а целый запущенный "гайморит". И даже с угрозой "менингита", если понятны такие сравнения.
Вот об этом - о случае запущенного воровства, которое не было замечено и "отработано" в силу каких-то обстоятельств во время первого опыта, я и хочу поговорить:
Сначала мне хотелось бы предупредить, что чудодейственного "лекарства" от запущенного воровства, которое бы решило проблему за час, или даже за месяц - не бывает.
Если ребенок ворует (запущенно, не "остро"), то у него НЕ счастливая жизнь. Именно для него - НЕ счастливая. И это от того, что она объективно несчастная, или от того, что родители не научили его радоваться тому, что у него есть и уметь получать удовольствие от того, что НЕ покупается за деньги - не важно. Важно только то, что чувствует ребенок. Хорошо ему жить - или плохо.
И , когда засыхает цветок в горшке, мы хорошо понимаем, что от того, что мы будем стоять, сокрушаться, ругать этот цветок или вносить дорогостоящие удобрения - он не прекратит умирать. Пока - не польем. Водой.
Для души человеческой, на мой взгляд, вода - это та составляющая нашей жизни, которую разные люди называют - духовностью, нравственностью, умением принимать и делать добро, стремлением к Богу и даже жизнью с Богом.
Многим взрослым кажется, что можно ( и даже нужно) в чем-то, иногда, обманывать ребенка. Мне же кажется, что обмануть невозможно. Никого, кроме самого себя. Потому, что абсолютно всем, даже очень пострадавшим от нашего вранья, в конечном итоге оно (вранье) урона не принесет. Наоборот - если со смирением будет принято - принесет ценнейший духовный опыт. А вот нам, совравшим - весь вред и достанется.
Это я все вот к чему: я не знаю, каким образом дети подсознательно или сознательно узнают о том, что их родители - воруют. Но они - узнают. И в этом невозможно оправдаться. Невозможно сказать всему миру, что "я никогда ни ниточки чужой не взяла...". У ребенка кроме этой самой, которая "ни ниточки", есть другие ближайшие старшие родственники. И , если и они действительно " ни ниточки" - то ребенок гарантированно не будет хронически воровать.
Это я так думаю на основании жизненных наблюдений за собой, своими многочисленными детьми и нашей эволюцией с течением времени. И не заставляю никого присоединяться к именно такому построению мировоззрения.
В чем-то родительское недовольство детским воровством мне напоминает безнаказанность людей, ворующих в государственных масштабах целые состояния, особняки, ворующих вагонами, цистернами и траншами госкредитов. В сравнении с посаженным в колонию для малолетних нарушителей мальчишкой, лишенным с раннего детства какого бы то ни было присмотра и любви - и укравшим у благополучного сверстника во дворе велосипед...
В моей картине мироздания человек, который принес полпачки бумаги для принтера с работы домой, больше не имеет права даже упрекнуть своего ребенка в том, что он "опозорил семью". Потому, что полпачки дешевой бумаги, стоимостью в булочку в буфете, позорят и пачкают семью наааамного больше. Это ведь - взрослый. И во многих, очень многих, случаях - воровство ребенка - это просто семейная традиция. В таких случаях можно не переживать. Это он (ребенок) пока учится воровать. оэтому так глупо выбирает, что украсть и поэтому попадается. Научится - будет воровать по-взрослому: что на работе плохо лежит...или оформит кого на полставочки "мертвой душой", или еще как "крутиться" выучится. Если это Ваш вариант, то мой Вам совет: не можете бросить воровать и оправдывать себя чем-то вроде "это же шведский стол, можно, сколько хочешь, а я столько хочу..." - тогда начинайте обучать ребенка, как воровать с оправданиями и как не попадаться.
Очень важно для меня: я не думаю, что воровство ребенка из приемной семьи в этой картине мира предопределяет склонность (даже подтвержденная решениями судов) биологических их родителей. Что бы мне не говорили люди, не умеющие любить ничто и никого, кроме себя (а , значит, и своего - именно и только своего - семени и яйцеклетки, всего лишь временных биологических вместилищ бессмертной души, которая нам такая же родственная, как и все остальные люди с живой душой) - я уверена, что кому Господь ребенка привел, тот ему и родитель, пока Господь не уведет сам, если понадобится. И не принять - это именно Христа не принять.
Из этого следует, что, не принимая ребенка, как родного, по - настоящему родного, никакими материальными вливаниями не можем мы сделать его счастливым. (см. первый абзац )
Таким образом, чтобы ребенок начал излечиваться от запущенного воровства, нужно - необходимо - в первую очередь перестать воровать его близким (именно тем, с кем он живет). Во вторую очередь - его должен кто-то любить. Хоть кто-то из тех, кто именно вместе с ним живет. Любым, и ворующим тоже, да.
А наоборот - нет, нельзя. Понимаю, что хочется наоборот - чтобы "сначала он пусть хоть воровать перестанет...". Но это - вторично. Поэтому нельзя.
Никто же не думает, что у меня это гарантированно получается каждый раз?
Но, когда совсем не получается, но я понимаю структуру поведения ребенка и согласна нести свою часть ответственности за то, что не получается - я и с ребенка буду спрашивать совсем по-другому. Я буду делить с ним наше общее несовершенство. И стараться вместе, даже дружно, с этим всем справляться. Помогая и поддерживая друг друга в пути к тому самому, чего нам с ним обоим хочется
Мой опыт за то, что, когда начинается именно этот процесс - помощи друг другу в пути, поддержки, когда споткнулся, чтобы не упал совсем - то вместе с ним начинается и процесс излечения от асоциальных желаний.
Зачем воровать, если у тебя есть все, что тебе нужно для счастья?
Особенно - когда ты уже научился доверять Богу и знаешь, что у тебя всегда есть абсолютно все, что тебе полезно иметь.
И ты научился доверять маме ("Детка, я приемная, но я настоящая и я твоя") в том, что она сделает все, что сможет, для того, чтобы ты был счастлив. А если не делает - то не может, и ты сам ее станешь утешать ("мам, не переживай, я винду переустановлю и, может, еще поработает, пока сможем купить.." ).
Какие еще, кроме этой, главной, есть причины для детского воровства:
насколько я поняла, людям хочется конкретики такой: если ребенок ворует, берем ребенка, даем под язык таблетку глицина и ложку энцефабола, ставим лицом в угол и отвешиваем легкую затрещину в область правого уха, не задев ушную раковину. И ребенок должен тут же излечиться от болезни.
Надеюсь, не обидный гротеск )))
Мне же представляется, что, поскольку дети разные и с ними всеми надо совершенно по-разному, то самое важное для родителей - понять механизм поведения, определить причину и понять, как именно этому ребенку донести то, что мы хотим.
Для этого (стараюсь, как можно конкретнее) - ставим себя на место ребенка. Или - на место этого ребенка ставим того, которого любим больше (если есть мужество признаться себе в том, что действительно есть)
Наиболее частые причины воровства:
просто хотел обладать
вкусное. Просто хотел полакомиться (поесть)
хотел купить себе уважение (любовь) у тех, кого надеялся подкупить материальным вкладом
хотел приключений, чего-то острого, адреналина, почувствовать себя живым.
клептомания
хотел, чтобы у другого этого не было
хотел, чтобы увидели, что украл и ругали за это, потому, что по-другому не обратят внимания, хотел напомнить о себе.
хотел наказать взрослого, отомстить.
как только получится понять, что именно нужно было ребенку вместе с украденным, можно начать думать, что делать.
Я в таких случаях сначала "собираю материал", а потом, как только позволяет ситуация, например, когда дети ложатся спать, ухожу в ванну ( в саму ванну, а не просто в ванную комнату) - думать. Ребенку я часто позволяю "переспать" ситуацию и решаю уже назавтра. Но - не всегда.
Вариантов - сотни. Потому, что у меня выросло два упорно ворующих ребенка. В течение 11 и 13 лет они повторяли эти действия в совершенно разных обстоятельствах и с разными мотивами. Если остальные дети ( без такого опыта я детей не видела, включая меня саму) переживали это как эпизод жизни, часто в 2-3 летнем возрасте, 2 ребенка, о которых речь, упорно воровали на протяжении практически всего детства. Сейчас один из них совершенно свободен от этой девиации, а другой - не вполне, но социально приемлемо (может взять побольше пробников, мыло в отеле, что-то из канцелярки из офиса ((( )
Мужской род я использовала применительно к слову "ребенок", а не потому, что это мальчики.
Подводная часть айсберга - в неудовлетворенных потребностях. Не стоит забывать и о том, что потребности есть объективные, а есть - соответствующие нравственному состоянию ребенка. И вот исправлять ситуацию нужно начинать с удовлетворения только настоящих, объективных, потребностей. Кому это покажется неконкретным, но тема интересна - посоветую сходить посмотреть на пирамиду потребностей по Маслоу.
Так вот - пока хотя бы одна из настоящих потребностей ребенка не удовлетворена - никто не имеет права упрекнуть маленького и еще не умеющего жить человека за то, что он решает свои проблемы теми способами, которые сам придумал.
А вот постараться научить решать их по-другому - вполне может.
Только это никак не предполагает наказания.